Группа компаний «СТиМ» повысила эффективность бизнес-процессов за счет автоматизации и интеграции предприятий на базе решения «1С:ERP. Управление холдингом». К моменту старта проекта программный продукт был доступен только в бета-версии. Учитывая потребности группы в автоматизации операций ВГО, сборки корпоративной отчетности из разрозненных источников, необходимость раздельного учета операций, было принято решение начинать внедрение на бета-версии с последующим переходом на коммерческую версию. В результате проекта создана масштабная информационная система по управлению различными направлениями бизнеса, которая повысила качество информационных потоков для принятия своевременных управленческих решений.
Группа компаний «СТиМ» является ведущим производителем машин и материалов для дорожной разметки в Восточной Европе и СНГ. Компания производит высокотехнологичные разметочные машины, обрудованные системами машинного зрения и пультами автоматизированного управления устройствами нанесения разметки. Производственные мощности позволяют произвести годовую потребность материала для города-миллионника за 2 суток. Продукция поставляется в 26 стран.
Цель проекта: повысить эффективность выполнения бизнес-процессов за счет автоматизации и интеграции предприятий группы компаний.
Задачи проекта:
- построить единое информационное пространсто группы компаний на базе современного программного продукта
- получать актуальную, полную информацию о работе предприятий в режиме «здесь и сейчас» для контроля, синхронизации рабочих процессов и принятия своевременных управленческих решений.
«СТиМ» — это группа компаний, каждая из которых занимает свое место в цепочке от принятия заявки заказчика (поиска потенциального заказчика) до производства материалов для дорожной разметки, производства дорожной техники для ее нанесения и оказания услуг по нанесению. От согласованной и слаженной работы каждого предприятия зависит финансовый результат всей группы компаний.
На момент старта проекта учет велся в ряде разрозненных информационных систем (другого вендора), отсутствовала прозрачность сквозного планирования и учета, не все участки учета были автоматизированы. Это приводило к большой трудоемкости подготовки управленческой отчетности, отсутствию консолидированных данных в реальном времени по операциям предприятий группы компаний.
Единая информационная система компании построена на базе решения «1С:ERP. Управление холдингом» (в составе «1С:Корпорация»).
Автоматизировано:
1 этап:
- Управление НСИ.
- Управление договорами.
- Управление взаимоотношениями с поставщиками.
- Казначейство.
- Управление закупками.
- Управление складом.
- Учет производства.
- Управление продажами.
- Управление денежными средствами.
- Управление затратами, закрытие месяца и расчет СС.
- Управление транспортной логистикой.
- Сквозное планирование ТМЦ.
- Бухгалтерский учет.
- Кадровый учет.
2 этап:
- Цеховое управление производством.
- Управление перевозками.
- Финансовая отчетность.
- Учет взаимодействий (закупки, продажи, взаиморасчеты, финансовые движения, оказываемые услуги) между предприятиями, входящими в группу компаний (ВГО).
Автоматизирована работа следующих предприятий:
- ООО «СТиМ» — завод по производству машин дорожной разметки;
- СООО «СТиМ Пласт» — организация по проведению лабораторных исследований, аренда недвижимости;
- СООО «Брестская строительная компания» — строительная компания;
- CООО «АБЗ-СТиМ» — асфальтобетонный завод;
- Частное предприятие «Медиум-сервис» — бухгалтерский учет группы компаний;
- СООО «СТиМ Брест» — завод по производству материалов для дорожной разметки (краска, холодный пластик, термопластик);
- ООО «СТиМ», РФ — продажи на территории РФ.
- Основным программным продуктом для автоматизации было выбрано комплексное решение корпоративного класса — «1С:ERP. Управление холдингом» (в составе «1С:Корпорация»). К моменту старта проекта программный продукт был доступен только в бета-версии. Учитывая потребности группы компании «СТиМ» в автоматизации операций ВГО, сборки корпоративной отчетности из разрозненных источников, необходимость раздельного учета операций группы компаний как консолидированного баланса и баланса отдельно каждой структурной бизнес-единицы, было принято решение начинать внедрение на бета-версии с последующим переходом на коммерческую версию.
- Срок автоматизации основных бизнес-процессов (1 этап): 11 месяцев. При этом переход на учет в новом программном продукте с отключением существовавшего ПО другого вендора выполнен с 01.01.2020 (через 7 месяцев). Качественная автоматизация бизнес-процессов в минимально возможные сроки — одно из приоритетных требований заказчика к проекту. Реализовать это требование позволила не только сильная высококвалифицированная команда со стороны как заказчика, так и исполнителя, но и применение эффективных технологий проектного управления.
- Разработка и внедрение осуществлялись с использованием гибких технологий Agile. Это позволило быстро поставлять функциональность владельцам процессов и, главное, выполнить проект в настолько сжатые сроки.
Сокращение трудозатрат в подразделениях
Снижение объемов материальных запасов
Сокращение производственных издержек
В результате проекта создана масштабная информационная система по управлению различными направлениями бизнеса, которая повысила качество информационных потоков для принятия своевременных управленческих решений.
Сквозное планирование
Автоматизировано сквозное планирование в количественном выражении в разрезе стратегических (годовых) и оперативных (8 недель) планов:
- планирование продаж в разрезе менеджеров и подразделений;
- разработан механизм (АРМ), обеспечивающий планирование отгрузок с центральных складов как клиентам, так и пополнение запасов собственных логистических центров с учетом статистики отгрузок и лага поставки;
- планирование производства продукции для обеспечения выполнения плана продаж;
- планирование закупок для обеспечения производственных потребностей в сырье и материалах с учетом страхового запаса;
- получение аналитической отчетности.
Управление продажами
Автоматизирован учет и обработка заказов клиентов:
- разработан АРМ для регистрации заказа клиента на поставку машины дорожной разметки с учетом выбранных клиентом опций и особенностей. АРМ позволяет автоматически рассчитать цену машины с учетом опций, рассчитать требуемые для производства машины ресурсы и создать заказ на производство;
- внедрен модуль «1C:CRM» для построения работы менеджеров с заявками и обращениями клиентов;
- получение необходимой аналитической отчетности.
Управление закупками
Закупки осуществляются на основании рассчитанных системой планов закупок и зарегистрированных потребностей:
- расчет потребности осуществляется с учетом наличия ТМЦ на складах и страхового запаса;
- учет заявок на закупку. Разработан удобный механизм регистрации заявок подразделений на закупку в «свободной форме» (без использования справочника Номенклатура);
- контроль поступления товаров по заявкам на закупку;
- учет заявок на оказание услуг;
- учет результатов маркетинговых исследований, проводимых службой закупок;
- формирование заказов поставщику на основании плана закупки с учетом срока поставки и наличия уже имеющихся документов заказа;
- получение необходимой аналитической отчетности.
Управление производством
Автоматизированы процессы управления основным и вспомогательным производством:
- завод по производству краски, холодного пластика, термопластика: планирование производства с анализом ожидаемой загрузки производственных мощностей; формирование заказов на производство (по планам) и разбиение их на этапы с учетом сменной работы сотрудников; отражение сменного выпуска; формирование потребности для производства тары;
- завод по производству машин дорожной разметки: формирование заказов на производство; разузлование на полуфабрикаты; анализ потребности в сырье и материалов; отражение сборки всех узлов; выпуск готовой продукции согласно заявки; учет возвратных отходов;
- завод по производству асфальта и бетона: отражение фактического выпуска продукции; оперативное формирование отгрузочных документов в момент загрузки транспортных средств с учетов специфики перевозки быстросохнущего продукта;
- учет выполнения строительных работ;
- учет деятельности вспомогательных подразделений;
- получение необходимой аналитической отчетности.
Складской учет
Учет ТМЦ на складах группы компаний:
- учет поступления ТМЦ на склады;
- осуществление перемещения ТМЦ со склада как на основании заказов, так и по потребности;
- учет ТМЦ на складах в разрезе помещений и складских ячеек;
- разработка планируемых остатков готовой продукции на складах с учетом ожидаемых пополнений складов, плана производства, а также лага поставки на склады.
Управление автотранспортом
Внедрена конфигурация «1С:Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом КОРП»:
- планирование и учет доставки собственной продукции внутри РБ, РФ, на экспорт с использованием различных видов транспортных средств и поддержкой мультимодальных перевозок;
- полный учет собственного автопарка всех юридических лиц (учет топлива, шин, аккумуляторов, пробегов и др.);
- учет услуг, оказываемых сторонними перевозчиками;
- учет и анализ расходов собственного и наемного транспорта;
- получение необходимой аналитической отчетности;
- интеграция с «1С:ERP. Управление холдингом».
Управление финансами
Автоматизирована работа централизованной финансовой службы группы компаний:
- Управление финансами юридических лиц, расположенных в разных странах с различными функциональными валютами;
- Разработка механизма одновременного ведения курсов нескольких функциональных валют и финансовых документов;
- Настройка механизмов процедур подачи, согласования и утверждения заявок на оплату юридических лиц с единым центром финансовой ответственности за выполнение платежей;
- Настройка единого платежного календаря для юридических лиц;
- Учет кредитов и займов с формированием графика оплат;
- Интеграция с клиент-банкингами стран РБ и РФ;
- Настройка финансовых инструментов юридических лиц.
Внутригрупповые взаимодействия
Внедрен механизм для полного отражения взаимодействий между юридическими лицами:
- осуществление продаж/закупок товаров, услуг, работ между юридическими лицами;
- планирование маршрутов и транзитных перемещений через несколько юридических лиц с пакетным формированием как документов в системе, так и выпиской сопроводительной документации;
- учет взаиморасчетов между юридическими лицами группы компаний;
- отражение займов между юридическими лицами группы компаний.
Управленческий учет
Внедрен учет в разрезе направлений деятельности для получения консолидированной управленческой отчетности как по группе компаний в целом, так и по отдельным юридическим лицам:
- разработаны механизмы учета ТМЦ для юридических лиц, находящихся в Свободной экономической зоне «Брест» (СЭЗ) и пользующихся преференциями (учет сырья в режиме свободной таможенной зоны, контроль его движения и остатков, вывод из-под режима СТЗ сырья в составе готовой продукции в момент ее отгрузки клиентам). Интеграция с автоматической загрузкой данных в «1С» с ПО для формирования электронных таможенных документов и АС «СЭЗ».
Экономический эффект от внедрения:
- сокращение трудозатрат в подразделениях — 20%;
- ускорение получения управленческой отчетности −70%;
- ускорение получения регламентированной отчетности — 100%;
- снижение объемов материальных запасов — 10%;
- сокращение расходов на материальные ресурсы — 5%;
- сокращение производственных издержек — 5%;
- сокращение операционных и административных расходов — 10%;
- рост оборачиваемости складских запасов — 35%;
- сокращение сроков исполнения заказов / оказания услуг — 10%;
- снижение себестоимости продукции / услуг — 5%;
- ускорение обработки заказов — 100%;
- сокращение длительности простоев оборудования — 10%;
- сокращение дебиторской задолженности — 10%.