||
Краткое описание

В «Главном центре специальной связи» реализован единый цифровой контур управления отправлениями на базе «1С:ERP. Управление предприятием». Новый блок «Производство», внедренный в единую информационную систему, обеспечивает полную автоматизацию цикла работы с отправлениями — от приема заявки до финальной выдачи и учета финансов на всех предприятиях организации в 89 субъектах РФ. Создание единой цифровой среды стало важным шагом в цифровизации логистических операций, позволило существенно повысить эффективность бизнес-процессов и прибыльность предприятия.

Федеральное государственное  унитарное предприятие «Главный центр специальной связи» (ФГУП ГЦСС)
Заказчик

«Главный центр специальной связи» (ГЦСС) — ФГУП ГЦСС является организацией федеральной почтовой связи с особыми уставными задачами. Предприятие включено в оборонно-промышленный комплекс. Во ФГУП ГЦСС входят 77 управлений, 135 отделений и пунктов специальной связи.

1
Цели и задачи

Цель проекта: оптимизировать операционные процессы и снизить производственные затраты за счет создания сквозного цифрового контура управления отправлениями и полной автоматизации логистического цикла.

Задачи проекта:

  1. Разработать механизмы по приему, обработке стандартных отправлений и системы управления тарификацией на базе «1С:ERP Управление предприятием».
  2. Внедрить блок «Производство» в ЕИС ГРИФ с развитием в нем модулей сбора, обработки, хранения, выдачи и расчета стоимости отправлений.
2
Ситуация до старта проекта

ФГУП ГЦСС имеет многолетний опыт работы с решениями на базе 1С. До перехода на ERP-систему ГРИФ в компании использовалась система оперативного учета, представлявшая собой специализированное решение для автоматизации учетных процессов на базе конфигурации «1С:Управление торговлей» (УТ). Данная система охватывала управление отправлениями, расчётами и другими бизнес-операциями, однако ее архитектура порождала ряд серьезных проблем.

Основные сложности заключались в необходимости дублирования операций и ручного ввода данных, которые приходилось вручную переносить из одной системы в другую, что не только увеличивало трудозатраты, но и повышало риск возникновения ошибок. Кроме того, глубокая кастомизация конфигурации УТ, выполненная под специфические нужды компании, привела к отказу от обновлений типовыми релизами, в результате чего система постепенно устаревала, теряя доступ к новым функциям и исправлениям. Разделение процессов учета и расчетов делало работу неэффективной, замедляло выполнение операций, требовало привлечения дополнительных ресурсов и создавало предпосылки для потенциальных финансовых потерь. При этом поддержка кастомизированной системы требовала постоянных доработок, что существенно увеличивало затраты на IT-инфраструктуру. Все это в совокупности делало существующую систему негибкой, чрезмерно трудоемкой и не соответствующей современным требованиям ведения бизнеса.

3
Архитектура решения и масштаб проекта

Блок «Производство» построен в единой информационной системе на базе «1С:ERP. Управление предприятием».

Создана централизованная платформа. Вся информация о бизнес-процессах хранится в едином хранилище данных, что обеспечивает консолидацию и доступность информации для всех подразделений.

Модульная архитектура

Система состоит из нескольких модулей, каждый из которых отвечает за определенный аспект работы (сбор данных, обработка, выдача, финансовый учет).

Интеграция с внешними системами: возможность интеграции с другими системами (например, для трекинга отправлений, взаимодействия с клиентами и партнёрами).

Основные компоненты системы

  1. Модуль сбора данных: автоматизированный сбор информации с производственного оборудования и других источников (сканеры, терминалы и т.д.).
  2. Модуль обработки данных: обработка и анализ собранной информации, включая автоматическую сортировку и дефектовку отправлений.
  3. Модуль выдачи: управление процессом выдачи отправлений, включая поименную верификацию и генерацию необходимых документов.
  4. Финансовый модуль: расчет себестоимости перевозок, анализ затрат и формирование отчётности в реальном времени.

Технологические особенности

  1. Интеллектуальное управление данными: использование алгоритмов для предиктивной аналитики и оптимизации процессов.
  2. Глубокая процессная интеграция: все модули работают в едином контуре данных, что минимизирует ручные ошибки и повышает скорость обработки информации.
  3. Масштабируемость: архитектура системы позволяет легко добавлять новые модули и функции по мере роста бизнеса.

Объем выполненных работ

  1. Анализ текущих процессов: оценка существующих бизнес-процессов и выявление узких мест.
  2. Проектирование системы: разработка архитектуры решения с учетом специфики работы ФГУП ГЦСС.
  3. Внедрение и тестирование: пошаговое внедрение системы с последующим тестированием всех модулей.
  4. Обучение персонала: проведение тренингов для сотрудников по работе с новой системой.
  5. Автоматизированных рабочих мест: 3700.

Перспективы масштабирования

  1. Расширение функционала: возможность добавления новых модулей для других направлений бизнеса (например, управление запасами, CRM).
  2. Интеграция с новыми технологиями: внедрение ИИ и машинного обучения для дальнейшей оптимизации процессов.


  

Функциональная архитектура блока «Производство»

4
Особенности и уникальность проекта

Ключевой инновацией является создание единой цифровой среды, которая не просто фиксирует, но и интеллектуально управляет всеми этапами:
сбором (включая динамическое формирование заданий и трекинг маршрутов);

  • обработкой (с автоматической сортировкой, дефектовкой, формированием постпакетов и оптимизацией складских операций;
  • выдачей (с поименной верификацией и генерацией документов) и возвратами.

Особую ценность системе придают встроенные механизмы финансовой аналитики, которые в режиме реального времени пересчитывают себестоимость перевозок, выявляя точки экономии, что даёт прямой коммерческий эффект. Технологическим отличием от аналогов стала глубокая процессная интеграция: вместо разрозненных сервисов предложена целостная платформа, где каждый элемент (от трекинга курьера до формирования бухгалтерской отчетности) работает в едином контуре данных. Такая архитектура не только устраняет «ручные» ошибки, но и создаёт основу для внедрения предиктивной аналитики и ИИ-алгоритмов в перспективе.

Запуск блока «Производство» для ФГУП ГЦСС является значимым событием в цифровой трансформации логистических процессов, обеспечившим глубокую автоматизацию, интеллектуальное управление данными и оперативную аналитику. Внедрение блока «Производство» представляет собой качественно новый этап цифровизации логистических операций, обеспечивающий сквозную автоматизацию всего цикла работы с отправлениями — от приёма заявки до финальной выдачи и финансового учета.

5
Результаты проекта

Выросла скорость обработки отправлений

25%

Сократились трудозатраты в подразделениях

20%

 В рамках проекта успешно достигнуты ключевые цели блока «Производство»:

  1. Внедрение единой системы учета деятельности компании:
  • создана централизованная платформа для консолидации всех производственных данных;
  • обеспечена сквозная видимость бизнес-процессов.
  1. Развитие модуля сбора данных:
  • реализованы механизмы автоматизированного сбора информации с производственного оборудования.
  1. Совершенствование модуля хранения данных:
  • разработана структурированная система хранения с разграничением прав доступа;
  • обеспечена масштабируемость хранилища под растущие объемы информации.
  1. Модернизация модуля расчета данных:
  • внедрены алгоритмы автоматизированной обработки и анализа производственных показателей;
  • реализованы инструменты для формирования отчётности в реальном времени;
  • реализован механизм точного расчёта себестоимости отправлений, с учётом затрат на обработку, хранение и перевозку.

Итоговый эффект: создана комплексная цифровая экосистема, обеспечивающая полный цикл управления производственными данными — от сбора до аналитики. Это позволило перевести ключевые бизнес-процессы компании на качественно новый уровень автоматизации и управляемости.

Практический результат:

  • 25% — рост скорости обработки отправлений;
  • 20% — сокращение трудозатрат в подразделениях;
  • 15% — рост прозрачности операций и доходности перевозок за счет более точного учета затрат.
Версия для печати
РАБОЧИХ МЕСТ
3,7
тыс

БАЗЫ ЗНАНИЙ "ПРОФКЕЙС"

Отзывы заказчиков
Директор по информационным технологиям ФГУП ГЦСС
Алексей Николаев
После внедрения блока «Производство» мы сразу отметили значительный рост эффективности бизнес-процессов. Решение позволило автоматизировать ключевые операции — от приема и обработки отправлений до их выдачи и финансового учета. Благодаря этому данные стали полностью прозрачными, а управление — более точным и предсказуемым. Особенно ценным оказался корректный расчет затрат на перевозки, что напрямую повлияло на доходность компании. Система не просто упростила работу, но и дала инструменты для дальнейшей оптимизации. Мы довольны результатом и рассматриваем возможность масштабирования решения на другие направления бизнеса.
Публикации,
связанные
с проектом
Новости
22 мая 2025
Новый интернет-курс «1С:Университет ПРОФ - Базовый курс пользователя программного продукта»

Цель курса: дать слушателям практические навыки работы с программным продуктом «1С:Университет ПРОФ», чтобы они могли уверенно использовать их в профессиональной деятельности, и повысить свою квалификацию.

16 мая 2025
С 3 июня стартует обучение на онлайн-курсе «Архитектура и автоматизация бюджетного процесса»

Курс проведут в прямом эфире эксперты «1С ПРО Консалтинг» — практики с опытом внедрения ERP и финансового управления в крупнейших компаниях, включая проекты уровня Big4.