Лечебно-оздоровительный центр Северского трубного завода построил комплексную медицинскую информационную систему на платформе «1С:Медицина». В составе комплекса использованы тиражные решения «1С:Медицина. Поликлиника», «1С:Медицина. Клиническая лаборатория» и «1С:Медицина. Больничная аптека». Проект охватил все подразделения медицинского учреждения. Автоматизация всех аспектов медицинской деятельности ведомственного медицинского учреждения была выполнена за 20 месяцев, что является хорошим показателем. Были учтены все особенности деятельности учреждения (работа с разными источниками финансирования, проведение специализированных осмотров), было разработано несколько уникальных модулей для использования совместно с тиражными решениями. В результате время ожидания пациентом плановой медицинской помощи сократилось и её качество повысилось. Также сократились расходы на лабораторные реактивы и медикаменты на 10%, сократилось время сдачи реестров ОМС на 80%.
Северский трубный завод — одно из старейших металлургических предприятий страны, входит в группу компаний «ТМК». Завод выпускает горячекатаные и электросварные стальные трубы, которые широко используются в нефтегазовой промышленности и при строительстве трубопроводов различного назначения. Для поддержки здоровья заводчан на предприятии создан лечебно-оздоровительный центр. В его состав входит поликлиника, рассчитанная на 500 посещений в день. Лечебный центр проводит 250 диспансеризаций и 600 профосмотров в месяц, а также оказывает услуги на платной основе, по полисам ДМС и ОМС.
- обеспечение эффективной информационной поддержки процессов управления оказанием медицинской помощи;
- повышение качества оказания медицинской помощи на основе совершенствования информационно-технологического обеспечения деятельности;
- снижение временных затрат на сбор первичных данных о пациенте и исключение дублирования ввода информации, увеличение времени на диагностическую и лечебную работу с пациентом;
- обеспечение полноты и достоверности данных о диагностике, профилактике, лечении и реабилитации для дальнейшего анализа и постановки точного диагноза;
- ускорение предоставления результатов клинико-диагностических исследований лечащим врачам за счёт автоматизации работы лаборатории;
- снижение объёма утилизации лекарств и изделий медицинского назначения с истекшими сроками годности, а также нецелевого использования материалов;
- сокращение расходов на ведение медицинской документации и составление статистической медицинской отчётности.
До начала реализации проекта в учреждении не были автоматизированы базовые процессы медицинской деятельности. Вся работа велась на бумаге в амбулаторных картах. Существовало несколько информационных систем, решающих специфические задачи и не связанных друг с другом. Аналитика и учёт велись в ручном режиме с помощью MS Excel. Для решения задач аналитики специалисты центра собирали данные в бумажном виде и сводили их в большое количество разнообразных таблиц.
Изучение информации о пациенте по бумажной амбулаторной карте занимало у врачей значительное количество времени. Пациенты жаловались на недостаток внимания, а также на большие задержки в предоставлении результатов клинико-диагностических исследований. Затраты на канцелярское обеспечение были значительными. Дополнительные сложности создавало отсутствие навыков работы с компьютером большинства пользователей.
Информационная система поддержки административно-хозяйственной и клинической деятельности построена на базе типовых программных продуктов линейки «1С:Медицина»: «1С:Медицина. Поликлиника», «1С:Медицина. Клиническая лаборатория» и «1С:Медицина. Больничная аптека». Все типовые продукты были доработаны с учётом специфических требований подразделений клинического центра (отдельный блок финансовой и аналитической отчётности, обособленная работа врачей с персоналом завода и пр). Кроме того, был разработан ряд модулей и подсистем, встраиваемых в типовые программные продукты, либо осуществляющие с ним взаимодействие.
Архитектура комплексной системы автоматизации деятельности лечебно-диагностического центра показана на рисунке.
Кроме стандартной автоматизации регистрации пациентов и управления потоками пациентов, были разработаны уникальные механизмы работы с пациентами в рамках проведения государственной диспансеризации и ведомственных профосмотров. Тиражный модуль «Профосмотры» был также доработан: при разработке модуля были учтены требования нормативных документов, созданы отдельные справочники соответствия пунктов приказа 302-н набору необходимых медицинских услуг, а также был создан удобный интерфейс для создания, контроля и проведения профосмотров.
В целях снижения затрат на стороннее обслуживание медицинской системы, был доработан модуль «Конструктор шаблонов медицинских документов», который позволяет в упрощённом интерфейсе создавать и редактировать шаблоны медицинских документов, используемые врачами в повседневной работе. Для работы в модуле «Конструктор шаблонов медицинских документов» пользователь системы может не обладать компетенциями по написанию и редактированию программного кода системы, при этом администратор может создавать шаблоны любой сложности, а также редактировать макеты печатных форм медицинских документов.
При разработке функционала учтена региональная специфика форматов ТФОМС Свердловской области. В рамках проекта был разработан отдельный блок функционала «Реестры ОМС», который аккумулирует информацию по оказанным услугам в рамках обязательного медицинского страхования, генерирует файлы реестров оказанных услуг по предъявляемым ТФОМС правилам и позволяет осуществлять групповое редактирование случаев заболеваний, в которых были обнаружены ошибки. Для всей системы была разработана уникальная система отчётности, что практически исключило ручную обработку данных отдельными специалистами.
Помимо лечебно-диагностической и профилактической работы одной из основных задач заводской поликлиники является проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжёлых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. В период реализации проекта на предприятии вводились обновлённые бизнес-процессы «Профосмотр» и «Диспансеризация». Распорядительной документацией был назначен срок старта этих процессов (обозначена конкретная дата), что привело к вводу в промышленную эксплуатацию соответствующего функционала во всех подразделениях учреждения в режиме «одного дня».
Кроме стандартных для медицинских учреждений процессов, в лечебно-оздоровительном центре был решен ряд специфических задач, связанных с деятельностью в составе структуры крупного завода (не предусмотренные государственными структурами формы отчётности и внедрение в условиях повышенной информационной безопасности).
Качественные результаты:
- исключён бумажный документооборот между кабинетами оздоровительного центра;
- исключён ввод демографической информации о пациентах в разных компонентах системы;
- исключена ручная обработка, компоновка и сведение медицинской статистической отчётности.
Количественные показатели повышения эффективности деятельности:
- сокращено время заполнения медицинской документации в среднем на 25%;
- сокращено время ожидания приёма пациентом в среднем на 15%;
- увеличено количество обслуживаемых пациентов в день на 10%;
- сокращены затраты времени одного исследования ручной методики в расчёте на дневную норму на 15%;
- сокращены затраты времени на одно исследование на автоматических анализаторах в расчёте на дневную норму на 50%;
- сокращён объём утилизации лабораторных реактивов и фармакологических, нутрицевтических препаратов, а также средств медицинского назначения с истекшим сроком годности на 80%;
- сокращён расход лабораторных реактивов и медикаметов на 10%;
- сокращены временные затраты на сдачу реестров ОМС до 4 часов (на 80%);
- сокращены временные затраты на формирование реестров ДМС до 30 минут.