Новые информационные технологии в образовании 2021
Секция «Дистанционный сезон и цифровые инновации в учебной и проектной работе вузов на базе технологических и организационных решений 1С»
В ходе работы секции участники обсудили:
- методические, технологические и организационные инновации от фирмы «1С» для профессиональной подготовки;
- «дистанционный сезон» — плюсы и минусы дистанционного обучения, чему нас научил дистанционный сезон, взгляды, мнения, обмен опытом;
- практико-ориентированное обучение, реализация деятельностного подхода в обучении в дистанционных условиях;
- массовый переход на дистанционку с помощью «1С:Электронное обучение» — рекомендации от 1С и реальный опыт развёртывания;
- некоторые аспекты подготовки кадров для ИТ отрасли.
Основные выводы и рекомендации:
- участники выразили одобрение усилиям, предпринятым фирмой «1С», по созданию технологических и методических разработок для поддержки дистанционных форм обучения и обеспечения высокого уровня их доступности для учебных заведений в период коронакризиса;
- обратиться к руководству компании «1С» с просьбой расширить круг прикладных решений, доступных учебным заведениям в режиме удалённого сервиса, как наиболее эффективного средства реализации практикоориентированного обучения в условиях дистанционной работы;
- шире использовать в традиционном образовании дистанционные формы, доказавшие на практике свою эффективность (интеграция дистанционных форм обучения в традиционный образовательный процесс);
- обратить внимание на опыт фирмы «1С» по созданию видеокурсов для изучения средств разработки 1С:Предприятия за рубежом, контроля знаний и последующей сертификации обучаемых;
- предложение к ИТ-отрасли принять участие в создании фондов (региональных АНО), финансируемых ИТ-отраслью, для грантовой поддержки преподавателей вузов, осуществляющих подготовку специалистов для отрасли в российских регионах.
Круглый стол «Бизнес-информатика и другие направления подготовки специалистов по автоматизации бизнеса»
В ходе работы круглого стола участники обсудили:
- актуальные потребности индустрии в хорошо подготовленных специалистах в области автоматизации бизнеса;
- различные способы организации подготовки подобных специалистов — в рамках программ двойных дипломов, бакалаврских и магистерских программ различных направлений;
- изменения образовательных стандартов по актуальным направлениям подготовки;
- предлагаемые изменения в бакалаврских и магистерских программах по направлению «Бизнес-информатика» (38.03.05 и 38.04.05) в вопросах насыщения данных программ математическими и ИТ-дисциплинами, а также профильными дисциплинами по сферам автоматизации бизнеса;
- вопросы подготовки специалистов по автоматизации бизнеса в рамках 09 группы специальностей;
- вопросы насыщения ИТ-дисциплинами учебных планов различных направлений подготовки, не только ИТ-специальностей.
Также в ходе работы круглого стола были предложения в решение конференции:
- рекомендовать продолжить активную работы по модификации программ подготовки по направлениям 38.03.05 и 38.04.05 «Бизнес-информатика» в вопросе насыщения данных программ ИТ-дисциплинами;
- рекомендовать расширить работу в рамках 09 группы специальностей в вопросах подготовки специалистов по автоматизации бизнеса;
- рекомендовать расширять учебные планы не-ИТ-специальностей профильными дисциплинами по программированию и алгоритмизации.
Секция «Практика ERP для организации процесса обучения»
В ходе работы секции участники обсудили:
- вопросы применения системы 1С:ERP как основного для построения образовательных программ для подготовки кадров в области цифрового развития промышленности;
- инструменты и материалы для знакомства студентов с ERP-системой;
- сценарный подход к обучению консультантов по внедрению ERP-систем;
- использование системы 1С:ERP для формирования цифровых компетенций у студентов вузов;
- преподавание дисциплин на базе решения 1С:ERP.
Конференция рекомендует использование отечественных современных ERP-решений, таких как «1С:ERP Управление предприятием», в организации обучения по широкому кругу специальностей. Участники конференции отметили возможность использования данной системы для формирования цифровых компетенций у студентов вузов. Необходимо отметить, что использование моделей предприятий различных отраслей, которые подготовлены на базе 1С:ERP, позволит вовлекать обучающихся в реальные процессы организация в рамках процесса обучения.
Круглый стол «Работа с образовательными организациями»
На круглом столе было около 160 участников. За 2 часа обсудили актуальные проблемы использования программ 1С в учебном процессе, вопросы приобретения дополнительных лицензий, подготовки преподавателей, мотивации студентов к изучению технологий 1С. Так же затронули вопрос адаптации методических пособий учебного центра 1С № 1 для студентов вузов.
Секция «Лёгкий старт — программа обучения преподавателей вузов и колледжей»
В ходе работы секции участники из ведущих вузов и колледжей:
- поделились опытом интеграции учебных материалов 1С по программированию, а также программных продуктов 1С:ERP, 1С:EDT, 1С:Документооборот, 1С:Управление торговлей;
- рассказали о реализации образовательных программ с применением технологий 1С;
- обсудили важность преподавания 1С:Документооборот в региональных вузах и колледжах.
Конференция рекомендует:
- развивать траекторию обучения преподавателей вузов, колледжей и школ, путём создания условий образовательным организациям для обучения современным информационным технологиям и продуктам 1С;
- осуществлять подготовку граждан к условиям цифровой экономики и компетентных специалистов для цифровой экономики через интеграцию учебных материалов и сертифицированных курсов фирмы «1С» в учебный процесс.
Участники конференции отмечают важность издания учебно-методических пособий для студентов и предлагают дальше развивать это направление в том числе и по изданию книг по программным продуктам. Готовы участвовать в создании, предоставлении своих материалов для издания.
WorldSkills и 1С — ИТ-решения для бизнеса на платформе 1С
Секцию и круглый стол демонстрационного экзамена по компетенции «Бухгалтерский учёт» не менее 1400 слушателей оценили на 4,9 из 5 баллов.
Отраслевые поставки для учебных заведений
Тема была освещена как на секциях, так и на вернисаже программных продуктов.
«В последнее время растёт интерес со стороны учебных заведений к современным цифровым решениям для подготовки кадров цифровой экономики», — отметила Варвара Польшикова из 1С.
Поставки для обучения в высших и средних учебных заведениях представлены по отраслям:
- строительство и ЖКХ,
- агропромышленный комплекс,
- HoReCA, логистика, транспорт, полиграфия,
- банковский сектор,
- промышленность и энергетика.
Продажа осуществляется по договору о сотрудничестве с образовательной организацией при наличии «Комплекта для обучения в высших и средних учебных заведениях» (в нём лицензии на платформу). Электронные поставки содержат актуальные версии отраслевых решений. Лицензия сразу на 20 рабочих мест. Документация в электронном виде, но есть возможность приобрести её в бумажном виде.
Секция «Автоматизация деятельности вузов»
В ходе работы секции участники обсудили:
- актуальные проблемы и опыт организации приёма абитуриентов в дистанционной форме через интернет,
- опыт внедрения личных кабинетов абитуриентов и студентов, и перспективы развития данного функционала,
- методологию внедрения тиражных ПП на платформе 1С:Предприятие для управления деятельностью вуза,
- опыт автоматизации расчёта и распределения нагрузки научно-педагогических работников,
- задачи автоматизации процессов разработки основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) высшего образования по требованиям ФГОСЗ++.
Дистанционная работа вузов выдвинула новые требования как к функционалу, так и к срокам автоматизации. Компетенции команд, а также сроки внедрения и ввода в эксплуатацию, сроки предоставления обновлений из «желательных» и «важных» становятся «критичными».
Участники секции отмечают преимущества и желательность использования тиражных решений на платформе «1С:Предприятие 8» с целью сокращения сроков внедрения, а также оперативного обновления и техподдержки при использовании ПП. Также отмечают возросшую важность компетенций по тиражным ПП, т. е. привлечение опытных партнёрских компаний-франчайзи для снижения рисков и сокращения сроков проектов.
«Очень важны компетенции. Много докладов о том, как они быстро запустили приём, — говорит Максим Шмарион из 1С. — Практически везде привлекались наши партнёры-франчайзи, у которых есть большой опыт. И они помогали существенно снизить риски, сократить сроки — для успешного запуска приёмной кампании».
Секция «Автоматизация деятельности колледжей и организаций дополнительного профессионального образования»
В ходе работы секции участники обсудили:
- технологии и опыт приёма с использованием личного кабинета абитуриента «1С:Колледж»,
- организации дистанционного обучения,
- методологию «Быстрого старта» для управления учебным процессом в «1С:Колледж»,
- запуск и использование электронного журнала, реализацию мобильного клиента,
- ключевые особенности составления автоматизированного расписания занятий с учётом дистанционных занятий и разных сценариев обучения.
Участники секции выработали пожелания к развитию функционала тиражных ПП для колледжей:
- развитие функциональных возможностей электронного журнала, в т. ч. мобильного клиента,
- повышение удобства использования личного кабинета поступающего в рамках организации приёма заявлений,
- проведение вступительных испытаний в дистанционном формате,
- учёт требований проведения дистанционных занятий при автоматизированном составлении расписания.
Секция «Цифровизация организаций дошкольного, общего и дополнительного образования»
В ходе работы секции участники обсудили:
- актуальные федеральные и региональные тренды в сфере цифровизации образовательных учреждений,
- опыт автоматизации школ в условиях пандемии с учётом представленного опыта внедрения проекта «1С:Цифровая школа», реализованного в МАОУ «Школа № 36» Великого Новгорода, МАОУ СОШ «Интеграция» Томского района, МОУ «СОШ № 10» г. Ухты республики Коми и других учреждениях образования,
- новые модели психолого-педагогического сопровождения обучающихся и дошкольников с учётом опыта реализации пилотного проекта по инициативе комитета по образованию администрации Великого Новгорода.
Участники секции выразили следующие рекомендации:
- тиражировать практику применения информационных систем фирмы «1С» для построения информационно-образовательной среды в образовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного и общего образования, а также при построении целевой модели «Цифровой школы» в рамках реализации федеральных проектов «Образование» и «Кадры для цифровой экономики»;
- необходимость оснащения всех структурных подразделений образовательных организаций и их информационного обеспечения, в частности обеспечение психолого-педагогического процесса в школе и дошкольных учреждениях для создания психологически комфортной и безопасной среды.
Пленарное заседание
Конференция рекомендует министерству просвещения России развивать качество подготовки и повышения квалификации учителей информатики, подчёркивает важность данного предмета не только как профориентационного для будущих специалистов в области ИТ и ИКТ, но и как общеобразовательного, способствующего развитию общей цифровой грамотности, и задающего ориентиры в данной области.
Секция «1С:Клуб программистов. Новые тренды в образовании школьников»
В ходе работы секции участники обсудили:
- актуальные проблемы и опыт организации обучения школьников в цифровой образовательной среде, остановившись на онлайн формате, как особенно важном в текущей ситуации,
- практику, содержание и конкретный опыт реализации онлайн формата обучения для школьников с учётом специфики развития разных регионов России,
- создание методических и дидактических материалов для дополнительного и онлайн обучения школьников и их апробацию на образовательных площадках МБОУ СОШ № 7 с УИОП г. Балашиха, а также образовательного центра «Сириус».
Участники секции выработали следующие постулаты, которые они предлагают внести в решение конференции:
- В условиях серьёзного кадрового голода в ИТ сфере и недостаточной цифровой грамотности населения признать целесообразным распространить методики, разработанные в системе коммерческого дополнительного образования, на обучение в школах на условиях софинансирования. Особого внимания заслуживают методики, апробированные в течение 8 и более лет на аудитории различных возрастов при широкой выборке регионов, сильно различающихся как по уровню жизни, так и по контингенту.
- Рассмотреть возможность внедрения программирования в системе «1С:Предприятие 8» в программу по информатике средней школы, признав опыт и методику проведения онлайн-занятий на образовательной площадке МБОУ СОШ № 7 с УИОП г. Балашиха релевантной и готовой для масштабирования.
- Необходимо включать познавательно-развлекательную программу в обучение школьников с целью развития софт-скиллс детей и обеспечения полноты развития личности ребёнка.
Конференция рекомендует развивать дополнительное образование школьников в области программирования с целью популяризации информатики, развития алгоритмического мышления и создания условий для выявления и поддержки молодых талантов в этой инновационной сфере.
Участники конференции отметили важность развития онлайн формата обучения школьников как в системе дополнительного, так и в системах основного и общего среднего образования.
Круглый стол «От школьных олимпиад к цифровому портфолио: механизмы поступления в вузы будущих ИТ-специалистов»
Расскажем о принятых на круглом столе предложениях в решение конференции.
Приказом министерства науки и высшего образования РФ от 21 августа 2020 г. № 1076 университеты были лишены права самостоятельно определять перечень индивидуальных достижений, подлежащих учёту при поступлении в конкретную образовательную организацию.
В целях развития региональных экосистем выявления, развития и поддержки талантов представляется более целесообразным вернуться к логике предыдущего приказа и не ограничивать университеты в выборе олимпиад и конкурсов, подлежащих учёту в качестве индивидуальных достижений при поступлении, перечнями минобрнауки и минпросвещения.
Для этого необходимо внести изменения в раздел V. Приказ министерства науки и высшего образования РФ от 21 августа 2020 г. №1076 «Об утверждении приёма на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» в части расширения перечня индивидуальных достижений на усмотрение образовательных организаций высшего образования.
Предлагается, что учёт индивидуальных достижений должен быть организован в формате сбора цифрового следа, который подтверждает освоение определённых компетенций, на всём протяжении прохождения обучающимся образовательных программ общего образования, программ дополнительного образования и иных образовательных программ и мероприятий.
Секция «Применение цифровых ресурсов, конструкторов и инструментов управления учебным процессом для дистанционного и смешанного обучения школьников»
В ходе работы секции участники обсудили:
- актуальные проблемы и опыт организации обучения школьников в цифровой образовательной среде, в том числе в дистанционной форме;
- внутреннюю структуру, содержание и опыт использования цифровых образовательных ресурсов различного дидактического назначения и инструментов (в том числе сред динамической математики), ориентированных на получение новых педагогических результатов;
- изменения в структуре, содержании вариантов КИМ ЕГЭ по информатике, а также переход на компьютеризированную форму сдачи экзамена в 2020-2021 учебном году.
Участники секции выработали критерии выбора программных систем для организации учебного процесса в цифровой образовательной среде школы:
- ориентированная на школу система администрирования,
- лёгкий переход от дистанционного обучения к очному и обратно,
- возможности как для проведения онлайн-занятий, так и для организации самостоятельной учебной деятельности школьников,
- проверенная библиотека учебных материалов по школьной программе,
- дидактическое разнообразие учебных материалов в системе,
- инструменты для создания авторского контента,
- возможности для совместной работы и общения.
Дополнительные вопросы Вы можете задать Валентине Денисовой: +79021700057